1. Деньги. Пойду туда, где больше платят

Как обещал, расскажу про мотивацию. Рассказывать буду по-простому, без ссылок на Адлера и Павлова, примерно так, как рассказывают кадровикам на тренингах. После прочтения статьи, вы сможете определить мотивацию любого человека, задав ему всего один вопрос.

Тем не менее всё же помните: человек — очень сложное устройство, а чужая душа — потёмки. Нельзя вот так взять и понять человека ни за тридцать минут собеседования, ни даже за три года совместной работы. Пусть вы в два раза старше и в десять раз умнее своего собеседника, вы всё равно можете только примерно догадываться, что же варится у него в голове.

Мотивация — это та награда, ради которой человек готов на вас работать. Знать мотивацию своих сотрудников не менее важно, чем знать вид топлива, на котором ездит Ваш автомобиль. Если ваш автомобиль ездит на 92-м, а вы зальёте в бензобак дизельное топливо, вам придётся вызывать эвакуатор и чистить всю топливную систему. Если вашему сотруднику нужна интересная работа, а вы предложите ему сортировать конверты, он уволится, какие бы деньги вы ему ни предложили.

Прежде чем принять кого-либо на работу, очень желательно выяснить, сможете ли вы мотивировать этого кого-либо на выполнение ваших распоряжений.

Для этого задайте испытуемому простой вопрос: «если вам предложат работу сразу в нескольких фирмах, как будете выбирать?»

По ответу с высокой степенью достоверности можно будет определить, что движет этим человеком.

Для человека с материальной мотивацией главное — это деньги, причём хорошие. Чем больше будет денег — тем лучше.

Важный нюанс. Если будущий сотрудник говорит, что «ему нужно кормить семью» — это не значит, что он замотивирован на деньги. Просто ему нужна стабильность.

Если будущий сотрудник говорит, что «хочет стать долларовым миллионером» — это тоже не значит, что он замотивирован на деньги. Деньги для него — не более чем строительный материал, необходимый для достижения цели.

А вот если он говорит, что, например, собирается сменить свой трёхлетний форд на новенький BMW — это чётко денежная мотивация, перед нами тот, кто любит деньги и вещи-которые-можно-купить-за-деньги. Такому сотруднику важны каждые лишние пять тысяч рублей.

С денежно мотивированными людьми работать довольно легко. Если у Пети денежная мотивация, а нам нужно, чтобы он вышел на работу в выходной, достаточно предложить ему двойную оплату сверхурочных. И всё, задача решена — Петя с радостью будет работать столько, сколько мы попросим.

К сожалению, материальная мотивация есть далеко не у всех. Если, допустим, у Петиного коллеги Васи материальная мотивация отсутствует, лишние несколько сотен рублей для него погоды не сделают. От сверхурочной работы Вася постарается уклониться.

Из людей с материальной мотивацией получаются отличные менеджеры по продажам. Они находят абсолютно естественным, что их заработок зависит только от них, и готовы рвать горб ради высоких результатов.

Есть, правда, мнение, что люди с денежной мотивацией ненадёжны: дескать, достаточно поманить такого зарплатой на тысячу рублей больше, как он от вас тут же уйдёт.

К счастью, это не так. Во-первых, люди с денежной мотивацией далеко не дураки, они понимают, что менять хорошую работу на тысячу рублей — сделка сомнительная. Вдруг что-нибудь сорвётся, и из нового места придётся уйти? Тогда их потери за время поиска новой работы будут гораздо больше, чем эта жалкая тысяча.

Во-вторых, люди с материальной мотивацией отлично удерживаются, например, годовым бонусом. То есть, крупной премией, которую сотрудник получает в декабре.

Реальная проблема с денежно мотивированными людьми в другом. Они довольно тяжело переносят любые спорные ситуации, связанные с деньгами. Если вы не готовы уступать в мелочах, готовьтесь к постоянным конфликтам. Например, вышедший поработать в субботу Петя может без вашего ведома выйти на работу и в воскресенье, а потом потребовать заплатить ему ещё и за этот день.